Ковригина Лариса Валентиновна

Ковригина Лариса Валентиновна
Ковригина Лариса Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой логопедии и детской речи Института детства Новосибирского государственного педагогического университета

Отзыв на книгу Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи предикативной лексики с использованием пиктограмм

   Рецензируемая рукопись представляет собой целостное исследование, посвященное одной из наиболее актуальных проблем логопедии. Автор раскрывает специфику коррекционно-логопедической работы по формированию у детей с общим недоразвитием речи предикативной лексики, нарушение которой препятствует формированию сложных синтаксических моделей речевого высказывания. Следует отметить, что вопросы формирования словарного запаса у детей всегда находились в центре внимания отечественных и зарубежных ученых. Исследователь указывает, что в ходе коррекции наряду с традиционными способами следует применять пиктографический код с учетом онтогенетического становления парадигматических, синтагматических связей и деривационных отношений, что оказывает стимулирующее воздействие на более интенсивное усвоение предикативной лексики дошкольниками с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития).
   В результате очевидной является необходимость определения и обновления арсенала методических средств, позволяющих интенсифицировать и оптимизировать логопедическую работу, связанную с преодолением у детей с общим недоразвитием речи бедности словаря и выходом на более высокий уровень речевого развития.
   Исследование включает три взаимосвязанные главы.
   В первой из них автор знакомит читателей со спецификой предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи, дает лингвистическое и психолингвистическое обоснование этой проблемы. Это позволяет констатировать, что С.Н. Викжанович вполне обоснованно заявляет о необходимости формирования у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи высказываний различной длины с опорой на пиктографический код. Представленный подход полностью согласуется с классическими положениями дефектологической науки, а также отражает специфику коррекционно-логопедического воздействия на словарный запас ребёнка.
   В рамках второй главы проведён сравнительный анализ предикативной лексики в структуре однословных, двухсловных и многословных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза 4-7 лет и их нормально развивающихся сверстников. Определены основные этапы формирования данного пласта лексики у изучаемого контингента детей. В исследовании дана характеристика предикативной лексики дошкольников с общим недоразвитием речи (I-III уровень речевого развития).
   В третьей главе исследования С.Н. Викжанович в полной мере раскрыла технологию применения методической системы приёмов с использованием дополнительных визуальных опор, реализуемой в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития) для совершенствования операций предикации.
   Считаем важным подчеркнуть, что предложенная технология представляет большой интерес как для логопедов, так и практических работников, оказывающих образовательные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья. Предлагаемая система методических приёмов может быть рекомендована к применению в логопедической практике на подгрупповых и индивидуальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях. Кроме того, материалы рецензируемой книги представляют интерес для молодых ученых, поэтому могут с успехом использоваться в процессе профессиональной подготовки магистрантов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
   Отметим, что представленный текст написан хорошим литературным языком, его название полностью соответствует представленному содержанию.
   Рукопись «Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием пиктограмм», выполненная С.Н. Викжанович, является целостным и завершенным исследованием и рекомендуется к публикации.
   Рецензия обсуждена и одобрена на заседании кафедры логопедии и детской речи ФБГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», протокол №8 от 26 апреля 2014 г.

Возврат к списку