Парамонова Людмила Алексеевна

Парамонова Людмила Алексеевна
Парамонова Людмила Алексеевна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета

Отзыв на книгу Режиссерские игры дошкольников. Часть 2. Диагностическая методика “Звёздный мальчик”

Книга Е.В.Трифоновой «Режиссерские игры дошкольников», выпущенная издательством «Национальный книжный центр», состоит из трех отдельных частей, каждая из которых представляет собой самостоятельную книгу. В то же время все три части объединены единой общей тематикой и впервые в научной литературе в них дано подробное описание и анализ режиссерских игр для развития детей дошкольного возраста.
Первая часть называется «Режиссерские игры дошкольников. Организация в условиях детского сада». На самом деле содержание данной книги намного шире. В ней раскрываются специфика и развивающее значение режиссерской игры, рассматриваются вопросы ее становления и развития в ходе социогенеза и онтонегеза, подробно описаны разновидности режиссерских игр, в т.ч. такие малоизвестные, как режиссерские игры с рисунком или с использованием компьютерных средств. Важно подчеркнуть, что все положения, высказываемые автором, иллюстрируются ссылками на научную литературу, этнографические описания, дневники, воспоминания, современные, советские и дореволюционные периодические издания, создавая в итоге живую и увлекательную картину, представляющую феномен режиссерской игры в разные времена и в разных проявлениях.
Во втором разделе этой книги представлена методика формирования и педагогической поддержки режиссерских игр в условиях дошкольных образовательных организаций. Методика опирается на комплексный метод педагогической поддержки самодеятельной игры (авторы - С.Л.Новоселова, Е.В.Зворыгина), что особенно ценно, т.к. практика показывает, что не все педагоги знакомы с данным методом. Трифонова Е.В. рассматривает специфику обогащения представлений и игрового опыта детей, изменения предметной среды, исходя из задач формирования и развития режиссерской игры.
Особое внимание хочется обратить на главу «Игра и умственное развитие дошкольника», в которой раскрывается значение самодеятельной игры для становления важнейших возрастных новообразований. Еще Л.С.Выготский писал о том, что игра по своему виду мало похожа на то, к чему она приводит. Именно поэтому педагоги пытаются «привнести» в процесс детской игры дополнительные дидактические задачи, чтобы игра стала более «полезной». Как ни парадоксально, но именно этим они снижают развивающий потенциал игры. Данная глава поможет педагогам иначе взглянуть на игру, поддержать ее самодеятельный характер. А это полностью соответствует требованиям ФГОС ДО о необходимости создания социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста.
Вторая часть трилогии называется «Режиссерские игры дошкольников. Диагностическая методика «Звездный мальчик»». Она посвящена памяти доктора психологических наук С.Л.Новоселовой, под руководством которой данная методика была разработана. Методика представляет собой предложение ребенку диагностического задания в форме режиссерской игры с рисунком. Ребенок получает возможность развернуть игровое действие, наблюдая за которым диагностирующий делает выводы о познавательном развитии ребенка: как он ориентируется на предложенные условия, насколько структурирована его деятельность по решению это задачи, насколько он замечает противоречия предметного поля, в рамках которого происходит решение. Это крайне оригинальный подход, не имеющий аналогов среди диагностических методик. Представленная в форме диссертационного исследования, данная методика была успешно защищена на факультете психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Третья часть «Режиссерские игры дошкольников. Организация диагностической, развивающей и коррекционной работы» в настоящее время готовится к изданию, в ней будут представлены материалы по использованию режиссерской игры для решения задач, которые могут возникнуть в рамках образовательного процесса. Е.В.Трифонова, в первую очередь, отстаивает позицию педагогической поддержки детской игры как самостоятельной деятельности, идущей от инициативы самого ребенка, однако правильное и корректное использование режиссерской игры в качестве инструмента, позволяющего мягко и адекватно возрасту решать разнообразные проблемы, будет полезно педагогам в их практической работе.
Настоящая книга актуальна, своевременна, ее содержание полностью отвечает требованиям и духу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образовательного, основываясь, как на Стандарте, так и на основных положениях теории деятельности. Она будет полезна как практическим работникам, так и тем, кто изучает проблемы детского развития и теорию игровой деятельности.

Возврат к списку